Александр Исаков. Бог и Бытие: христианство и философия. Т. 1. № 1. 2016

Информация о публикации

Бог и Бытие: христианство и философия
Название на языке публикации: Бог и Бытие: христианство и философия
Автор:
Александр Исаков
Кандидат философских наук, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: Университетская наб., д. 7–9, 199034, Санкт-Петербург, Россия.
Издание:
С. 11–27.
Текст статьи исправлен и значительно дополнен. Первая публикация: EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 1. № 1/2. 2012. С. 7–20.
Язык:
Русский
Тип публикации:
Статья
 
PDF

Аннотация

Бог и Бытие два равноправных в своем первородстве события авторской мысли, определившие судьбу европейской интеллектуальной традиции. В статье их взаимосвязь рассматривается в трех перспективах возможного исследования: исторической, теологической и философской. С исторической точки зрения, эти два события мысли изначально независимы друг от друга и принадлежат разным культурно-историческим типам — древнееврейскому и древнегреческому, но в христианстве их отношение становится принципиальной герменевтической проблемой. Христианская теология, с одной стороны, пытается модернизировать античное понятие Бытия, включив в него идею свободы Бога (Григорий Богослов) и/или свободы человека (Сёрен Кьеркегор), с другой, христианская мысль, прежде всего протестантская теология, развивает концепцию истины откровения, с его неустранимым мифологическим ядром (Карл Барт, Рудольф Бультман). С точки зрения современной философии в статье подчеркивается значимость анализа данной темы в работах Алена Бадью и Славоя Жижека в контексте концепции сингулярного События-Истины, разрывающего первичную тотальность Бытия, и лакановской теории децентрированного субъекта, позволяющей, по мнению Славоя Жижека, мыслить такой же разрыв в идее Бога. В последнем случае, Бог мыслится как бессознательное измерение субъекта «до бытия», а христианство как субъективация этого измерения в сингулярном Событии-Истине, т. е. в событии Христа. В целом случай Бадью/Жижека весьма показателен для современных философских попыток переприсвоения усилий христианской мысли в условиях очевидного дефицита смысла в культуре. Так же автор делает вывод об актуальности осмысленного диалога современной философии и теологии в общем концептуальном поле.

Ключевые слова

Бог, Бытие, христианство, философия, неоортодоксальная теология, трансцендентное, субъект, событие мысли.

References 

Badiou A. (1999) Saint Paul. La fondation de l’universalisme. Moscow: Moskovskii filosofskii fond; St. Petersburg: Universitetskaya kniga (Biblioteka sovremennoi frantsuzskoi filosofii [The library of contemporary French philosophy]). (in Russian).

Barth K. (2005) Der Römerbrief. Moscow: Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreya (Sovremennoe bogoslovie [Contemporary theology]). (in Russian).

Benjamin W. (2000) Franz Kafka. Moscow: Ad Marginem (Filosofiya po krayam [Philosophy in the margins]). (in Russian).

Boethius (1990) “Contra Eutychen et Nestorium”. Boethius. “Uteshenie filosofiei” i drugie traktaty [“The Consolation of Philosophy” and other treatises]. Moscow: Nauka (Pamyatniki filosofskoi mysli [Monuments of philosophical thought]): 167–189. (in Russian).

Bonhoeffer D. (1994) Widerstand und Ergebung. Moscow: Progress. (in Russian).

Bultmann R. (2004) “Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentlichen Verkündigung”. Bultmann R. Izbrannoe: Vera i ponimanie. T. I–II [Selected works: Faith and Understanding. Vol. I–II]. Moscow: “Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya” (ROSSPEN) (Kniga sveta [The book of light]): 7–41. (in Russian).

Grenz S. J., Olson R. E. (2011) 20th-Century Theology: God and the World in a Transitional Age. Cherkassy: Kollokvium. (in Russian).

Hegel G. W. F. (1959) “Phänomenologie des Geistes”. Hegel G. V. F. Soch.: v 14 t. T. 4 [Works in 14 vol. Vol. 4]. Moscow: Izdatel’stvo sotsial’no-ekonomicheskoi literatury (Sotsekgiz). (in Russian).

Houtepen A. (2008) God. An Open Questio. Theological prospects of contemporary culture. Moscow: Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreya (Sovremennoe bogoslovie [Contemporary theology]). (in Russian).

Kojève A. (2003) Introduction à la lecture de Hegel. Leçons sur la “Phénoménologie de l’esprit” professées de 1933 à 1939 à l’École des Hautes Études, réunies et publiées par Raymond Queneau. St. Petersburg: Nauka (Slovo o sushchem [Word on the Being]). (in Russian).

Luther M. (1986) “De Servo Arbitrio”. Erasmus of Rotterdam. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works]. Moscow: Nauka (Pamyatniki filosofskoi mysli [Monuments of philosophical thought]): 290–545. (in Russian).

Robinson J. A. T. (1993) Honest to God. Moscow: Vysshaya shkola. (in Russian).

Tabor J. D. (2007) The Jesus Dynasty: A New Historical Investigation of Jesus, His Royal Family, and the Birth of Christianity. Moscow: AST. Khranitel’. (in Russian).

Žižek S. (1999) The Sublime Object of Ideology. Moscow: Khudozhestvennyi Zhurnal. (in Russian).

Žižek S. (2009) The Puppet and the Dwarf: The Perverse Core of Christianity. Moscow: Evropa. (in Russian).

Žižek S. (2014) The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology. Moscow: Izdatel’skii dom “Delo” RANEPA. (in Russian).

 

© Alexander Isakov, 2016

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.